Барбара Ньюман Возвращение Хильдегарды фон Бинген

Оглавление
Барбара Ньюман Возвращение Хильдегарды фон Бинген
Страница 2
Страница 3
Страница 4

        Позже Хильдегарда снискала репутацию настоящей провидицы, во всех деталях предугадавшей ход истории, в том числе английскую реформацию и наполеоновские войны. При этом протестантские полемисты видели в ней намного опередившую свое время носительницу реформистских идей, а католические гуманисты и эзотерические философы претендовали на другие области ее наследия. Потом ее надолго забыли, но в 80-е годы нашего столетия звезда Хильдегарды взошла вновь: последние двадцать лет имя этой женщины не сходит с уст христианских феминисток, любителей старинной музыки, врачевателей, исповедующих философию "холизма" (целостности организма), и энтузиастов "нью эйджа". В 1998 году, когда праздновалось 900-летие со дня рождения Хильдегарды, в основанное ей аббатство в Рейнской области, ныне место пребывания процветающей бенедиктинской общины, хлынул поток паломников. Приняв в течение полугода сто пятьдесят тысяч человек, монахини Айбингена решили, что пора снести тот сарай, в котором ютились гости аббатства, и построить для них специальный центр. И все же, несмотря на столь высокую популярность Хильдегарды, Папа Иоанн Павел II отклонил просьбу о завершении процесса ее формальной канонизации (приостановленного в 1243 году) и причислении к учителям церкви. По всей видимости, наиболее свободомыслящая женщина средневековья не выглядит в его глазах достойным образцом для подражания в новом тысячелетии.
        Массовый культ сопровождается академическим бумом: в год юбилея аббатисы-провидицы появилось по меньшей мере четыре посвященных ей сборника статей. В это же время благодаря труду талантливых переводчиков неспециалисты получили возможность познакомиться с ее многочисленными сочинениями. Надо, впрочем, сказать, что поклонников, восторгающихся необычной жизнью Хильдегарды - ее видениями, ее достижениями во врачебном искусстве и музыкальными опытами, отважными разоблачениями епископов и императоров, знаменитыми проповедями, - при первом соприкосновении с ее трудами может озадачить то, что Хильдегарда, бывшая на редкость образованной женщиной, обычно не совсем искренне называет себя "бедной, непросвещенной глупышкой". Этим она желала лишь подчеркнуть пророческую весомость своих слов, от чего напрямую зависело ее общественное положение: ведь если поверить, что ей недоставало земных знаний, источником таинственного всеведения следовало признать только Бога, который, в соответствии с посланием апостола Павла, "избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых" (1 Кор., 1, 27. - Прим. переводчика).
        Впрочем, в каком-то смысле это заявление было правдивым, - ведь Хильдегарда принадлежала к числу величайших в мировой истории самоучек. Она постоянно брала книги из собраний своих друзей-монахов, читая буквально все, что попадало в руки: от обычных комментариев к Библии до темных астрономических трактатов и новейших переводов арабских сочинений по медицине. Однако при этом у нее не было твердого знания предмета, которому любой бенедиктинец начинал обучаться уже в семилетнем возрасте, - латинской грамматики. Даже в самом конце своей жизни Хильдегарда нуждалась в помощи грамотного переписчика, исправлявшего в ее текстах падежи существительных и времена глаголов, и никак не могла научиться употреблению конъюнктива; ее язык сродни скорее красноречию еврейских пророков, чем изысканной гуманистической латыни современников. Именно это сочетание шероховатого слога и поразительного размаха мысли делает ее сочинения столь трудными для понимания, не говоря уже о покровах аллегории, под которыми она, подобно другим пророкам, скрывает тайное политическое содержание. Лучше всего оценит Хильдегарду тот, кто будет читать ее понемножку, малыми дозами, хотя она, как правило, писала весьма пространно. Даже в Средние века читатели знакомились с видениями Хильдегарды по фрагментам, включенным в антологии, - ее книги, слишком объемные, редко переписывались и еще реже читались целиком, от начала до конца.
        Современному читателю стоит последовать примеру своих позднесредневековых собратьев и начать знакомство с творениями Хильдегарды по одной из антологий - скажем, по "Божиим тайнам" Сабины Фланаган. Австралийская исследовательница жизни и творчества пророчицы включила в этот изящный томик отрывки из трех книг, составляющих провидческую трилогию Хильдегарды: Scivias ("Познай пути Господни"), "Книги о достоинствах жизни" и "Книги о божественных творениях". В него вошли также небольшие переводы из медицинских и научных трудов Хильдегарды, цикл сочиненных ею песен, переписка и два принадлежащих ее перу жития святых. "Божии тайны" не только рассказывают о судьбе необыкновенной женщины, но и помогают лучше понять тот тип целостного и глубоко символического мышления, которым проникнуты все ее творения, - мышления, в высшей степени характерного для века Хильдегарды. В этих текстах даже то, что может показаться отступлением или свободной ассоциацией, на самом деле всегда связано с главными темами. Так, в "Книге о достоинствах жизни" - этическом руководстве, посвященном таким безрадостным предметам, как порок, покаяние и чистилище, - находится место для хвалы плодородию земли, что, в свою очередь, приводит Хильдегарду к размышлениям о Воплощении: "Ибо земля есть материал, из которого Бог сотворил человеческий род, ставший материалом человеческой природы Сына Божиего".


 
« Пред.   След. »

РЯДОМ С МУЗЫКОЙ

ПОЧИТАЙ

. -